Сердце земли Тульской

Откуда есть пошла мордвесская земля…

Первые люди в верховьях Дона появились несколько миллионов лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Жившие здесь охотники умели изготавливать не только орудия труда, но и изумительно выточенные из камня статуэтки, прославившие палеолитических скульпторов Верхнедонья.

В течение многих тысячелетий на нашей земле жили различные народы, среди которых — аланы, давшие название реке Дон, что в переводе означает «река»; широкие просторы населяли финно-угорские  племена, оставившие нам в наследство многие географические названия, например: реки Ока, Протва, Москва, Сылва, Мордвеза.

В V веке началось переселение славян на земли Восточной Европы. В VIII-IX веках в междуречье Волги и Оки и на верхний Дон пришел союз племен во главе со старейшиной Вятко; по его имени этот народ стал называться «вятичи».

Откуда же пришли вятичи? Повесть временных лет о происхождении вятичей сообщает: “…радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо два брата в лясех, — Радим, а другой Вятко, — и пришедша Радим на Сежу, и прозвавшася радимичи, а Вятко седе с родом своим по Отце, от него же прозвашася же вятичи”.

Летописное упоминание “от ляхов” вызвало обширную литературу, в которой, с одной стороны, обосновывалась возможность именно польского (“от ляхов”) происхождения вятичей (в основном это польские истоки), а с другой стороны высказывалось мнение, что речь идет об общем направлении продвижения вятичей, то есть с запада.

Анализ вятичских древностей при раскопках показывает, что они ближе всего к материальным археологическим свидетельствам верховьев Днестра, а, значит, скорее всего, вятичи пришли оттуда. Пришли без каких-либо особенностей, и только изолированная жизнь в верховьях Оки и метисация с “окраинными” балтами — голядью — привели к племенному обособлению вятичей.

С верховьев Днестра на северо-восток ушла с вятичами большая группа славян: будущим радимичи (во главе с Радимом), северяне — юго-западней вятичей, и еще одна славянская группа, дошедшая до верховьев Дона. Эта группа славян через два века была вытеснена половцами. Название ее не сохранилось. В одном хазарском документе упоминается славянское племя “сльюин”. Возможно, это они ушли на север в Рязань и слились с вятичами.

Имя “Вятко” — первого главы племени вятичей — является уменьшительной формой от имени Вячеслав.

“Вяче” — древнерусское слово, означающее “больше”, “более”. Это слово известно также в западно- и юго-славянских языках. Таким образом, Вячеслав, Болеслав — “более славный”.

Это подтверждает гипотезу о западном происхождении вятичей и иже с ними: имя Болеслав наиболее широко распространено у чехов, словаков и в Польше.

В отличие от прежнего населения — мордвы и коми, — занимавшегося охотой и рыбной ловлей и ушедшего в поисках зверя за Волгу, вятичи находились на более высокой ступени развития. Они были земледельцами, ремесленниками, купцами. Большая часть вятичей селилась не в городище, а на полянах, опушках лесов, там, где имелись земли, пригодные для хлебопашества. Здесь же, возле своей пашни, славяне и селились.

 Из вышесказанного можно сделать вывод, что в древности, еще до вятичей, на нашей территории проживало финно-угорское племя мордва, вот отсюда и название «Мордвес», что в переводе с финно-угорского означает «селение рыбаков».

Но существует мнение, что до образования современного поселка Мордвес в округе было несколько поселений с названием Мордвес.

Исследование по данному вопросу проводила заслуженный учитель РСФСР, краевед, создатель «Летописи Мордвеса», Савельева Клавдия Георгиевна. И вот, какие сведения ей удалось отыскать.

Сколько же было поселений с названием Мордвес?

По мнению известных тульских краеведов, в том числе Н.Ф. Андреева /1797г. — 1866г./, проживавшего в селе Торхово под Тулой, река Мордвеза или Мордвези, как он ее называет, — яркое свидетельство проживания здесь в древние времена финно-угорского племени Мордва. Протекает река Мордвес по территории Веневского района, а впадает в реку Осетр в Серебряно-Прудском районе Московской области. Берет река свое начало около деревни Большая Уваровка в овраге, именуемом по словам старожилов «староречье Мордвес». Далее на реке или около нее расположены деревни Полошково, Климентьевка, Каменка, Чернево, Алесово, Малая Уваровка, теперешний поселок Мордвес и далее Трухачевка, Пряхино, Даровая — в Веневском районе, а поселения Большое и Малое Орехово, Петрово, Невежино, Титеево, Владимировка и при слиянии с Осетром Новые Майгоры, Скородна — в Серебряно-Прудском районе Московской области, о чем свидетельствует и крупномасштабная карта Главного управления Геодезии и Картографии при Совете Министров СССР за 1947 год.

Но в древнейшем описании Веневского уезда — Писцовых книгах 1571г.-1572г. упоминаний о реке Мордвеза /Мордвес/ нет, видимо потому, что она входила в ту пору со всеми находившимися на ней поселениями в Каширский уезд. Однако в книге П.И. Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии», изданной в Туле в 1895 году, сказано, что село Мордвез древнего происхождения, что наименование его произошло от речки Мордвезы, на которой стоит. По храму же село именуется Троицким.

В давние времена, свидетельствует он, в селе было 2 деревянных храма, которые за ветхостью пришли в негодность. И в 1771 году вместо них был построен новый каменный храм «Пресвятой Троицы» генеральшей Прасковьей Иаинуарьевной Кропотовой. Позже, по свидетельству П.И. Малицкого, помещик И.И. Раевский пристроил к храму в 1824 году трапезную с двумя боковыми приделами, а в 40-х годах 19 века он же помог выстроить колокольню.

На 1901 год в храме служили: 1. Священник — Иван Иванович Воскресенский /родился 3.01.1869г., назначен к храму 3.11.1897г., а с 8.01.1899г. назначен Благочинным церквей 5-го Каширского благочиннического округа/. 2. Дьякон — Иван Иосифович Иванов /родился 8.11.1863г., назначен из села Рогозине Тульского уезда 30.11.1888г., где был псаломщиком/. 3. Псаломщик — Иван Семенович Димитревский /родился 1.05.1847г., назначен на должность 14.11.1865г./. 4. Старостой с 1896г. был крестьянин-собственник из Климентьевки Иван Ефремович Лобанов 1860г. рождения.

В то время, когда создавалась эта книга, т.е. в конце 19 века, село Мордвез-Троицкое именовалось еще и Трухачевым, а рядом через овраг существовала деревня Трухачевка. Всего в состав Троицкого прихода входило 11 деревень, а население прихода составляло 1154 мужчины и 1237 женщин. Это были Трухачевка, Погореловка, Михайловка, Барсуки, Костюшино, Климентьевка, Полошково, Каменка, Чернево, Алесово, Уваровка /теперь Малая/.

Крупнейшими помещиками Троицкого прихода были полковник Юшков Василий Николаевич, который с женой Анной Ивановной имел в с. Дьяконово, деревнях Барсуки, Михайловка и Пряхино 590 душ крепостных только мужского пола. А майор Сафонов Сергей Степанович имел в деревне Михайловка 114 душ крепостных. Действительный статский советник и ордена св. Анны церемонийместер князь Оболенский Андрей Петрович с дочерью Екатериной в д.Барсуки — 73 души мужского пола и 170 душ в других деревнях. В Барсуках, кроме того, малолетним дворянам братьям Петру и Тарлампию Сергеевичам Муромцевым принадлежало 15 и 16 крепостных, а вот их отцу Сергею Петровичу Муромцеву, принадлежало 99 крепостных мужского пола в селе Трухачеве, где и была церковь «Троица Мордвезская», или иначе в селе Мордвез.

Из других помещиков Троицкого прихода можно назвать поручика Сомова Ивана Осиповича, который имел в д.Пряхино и д.Погореловже 40 крепостных и подпоручицу Сомову Марию Федоровну, имевшую 19 душ в д. Климентьевка. Здесь же, в д.Климентьевка 8 душ крепостных было за подпоручиком Федором Ивановичем Дурново, который мог быть отцом М.Ф. Сомовой. А коллежский асессор Иван Иванович Раевский имел в д.Климентьевка 49 душ крепостных. Вот, оказывается, какая большая была Климентьевка, теперь исчезнувшая с лица земли.

Итак, задолго до возникновения современного поселка Мордвес, существовало очень древнее село Мордвез с храмом «Мордвезская Троица». Но в «Сборной таблице специальной карты Европейской России», изданной в 1876 году, где были указаны все без исключения населенные пункты, на 58 листе запечатлевшим все южное Подмосковье, поселений с наименованием Мордвес или Мордвез уже нет. Но зато есть нынешняя д.Трухачевка, а севернее ее с.Трухачево /с церковью «Мордвезская Троица»/.

Где же теперь это древнее село Мордвез, позже переименованное в с.Трухачево? Село, видно, исчезло с лица земли еще до 1901г., так как из клировых ведомостей ясно, что в 1901 году около церкви находилась лишь действующая земская школа для мальчиков и в этом же здании церковно-приходская школа для девочек. Здание построено в 1887 году.

В 1901 году в Мордвесской женской церковно-приходской школе при храме «Мордвесская Троица» учителем был диакон Иван Иосифович Иванов, 36 лет в 1879г. окончил Тульское духовное училище, имеет свидетельство на звание учителя, учительствует с 1881 года, в данной школе с 1 октября 1894г. В 1901г.-1902г. учатся 20 девочек. Квартиры нет. Учит без оплаты.

После революции здесь работала начальная школа с квартирами учителей, и еще цела была пристройка, принадлежащая храму. Все это исчезло после того, как начал обустраиваться новый районный центр в связи с образованием Мордвесского района. Тогда же и был разрушен храм, а кирпич пошел на строительные нужды районного центра.

Деревня Трухачевка не только не исчезла, но и значительно приросла, видимо, за счет населения села Трухачево, а в наше время и благодаря строительству новых улиц с домами для работников сельского хозяйства.

Значит, с древним селом Мордвез, оно же «Мордвесская Троица», оно же Трухачево все ясно. Но, оказывается, в нашей округе существовало еще одно не менее древнее поселение с названием Мордвез, только это было не село, а деревня, стало быть никакого храма так не было. Об этом свидетельствует официальный документ «Шестая подушная перепись /ревизия/ 1811 года», опубликованная В.И. Чернопятовым в 14 томе «Дворянского сословия Тульской губернии». И вот там коллежский асессор Илья Петрович Уваров владел вкупе с сельцом Предтечи 98 крепостными мужского пола, а статскому советнику Дмитрию Петровичу Уварову в этой деревне, с.Тулубьево и сельце Трусловка принадлежало 129 крепостных мужиков. На основании уставной грамоты, хранящейся в Государственном архиве Тульской области здесь было освобождено в 1861 году помещиком Уваровым 86 крепостных мужского пола с земельным наделом в 225 десятин.

А в селе Трухачеве, т.е. бывшем Мордвезе /при церкви «Мордвесская Троица»/помещицы Муромцева и Минакова освободили по 14 крепостных мужиков с земельным наделом 1 42 десятины. В соседней Трухачевке помещик Раевский по грамоте № 200, хранящейся в Государственном архиве Тульской области, освободил 37 крепостных мужиков с наделом в 111 десятин. А еще помещица Муромцева по грамоте № 201 освободила 22 крепостных с 66 десятинами земли да помещица Милохова по грамоте № 202 — 14 мужиков с 42 десятинами.

Значит, в одном и том же 1861 году существует 2 поселения под названием Мордвез: одно при церкви «Мордвезская Троица», или Трухачево, которым на день освобождения от крепостного права владеют помещицы Муромцева и Минакова, а ранее принадлежавшее владельцу 99 крепостных капитану Сергею Петровичу Муромцеву, и второе — деревня Мордвез, которая значится за помещиком Уваровым в Васильевской волости Веневского уезда.

А где же теперь эта деревня? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратить внимание на населенные пункты, расположенные на реке Мордвес, от которой они и могли бы получить свое название. Берет река свое начало около д. Б. Уваровка, а затем по течению после д.Алесово стоит Малая Уваровка. Но ведь исстари существовала практика называть деревни по фамилиям владеющих ими господ. Однако Малая Уваровка вместе с Черневым и Алесовым административно всегда входили в Каширский уезд вплоть до образования Мордвесского района. Когда при построенной станции Мордвес в 1899 году стали стихийно, без генерального плана, возникать первые постройки новоселов, то часть их селилась на Веневской, а часть на Каширской земле, и граница между уездами проходила прямо по поселку, т.е. по теперешней улице Советской. Тогда, разумеется, еще никаких улиц не было. Следовательно, Малая Уваровка отпадает.

И остается лишь одно поселение прежде носящее имя реки Мордвес и принадлежавшее господам Уваровым, ими же и освобожденное от крепостного права — это современная Большая Уваровка, кстати, ранее принадлежавшая к Алитовскому приходу Васильевской волости Веневского уезда и никогда не входившая в Троицкий /Мордвесский/ приход Каширского благочиния.

Вот и получается, что современный поселок Мордвес — уже третье поселение, носящее это название.

Имя Размер
Загрузка
Имя Размер